Реабилитация реки Сосенки

Реабилитация реки Сосенки

Река сосенка

В 2021 году ландшафтная компания «Илья Мочалов и Партнёры» выпустила проект благоустройства лесопарковой территории, прилегающей к инновационной Школе «Летово» в Новой Москве, который был успешно реализован.  Концепция Экопарка «Летова тропа» была разработана с учетом принципов соучастного проектирования, умного отношения к природе, новизны и креативности. Одной из составляющих концепции была экологическая реабилитация реки Сосенки, протекающей на территории лесопарка и являющейся частью нескольких учебных кластеров. 

Необходимо было учесть, что Сосенка на этом участке располагается на особо охраняемой природной территории, её русло и долина в основном должны быть максимально приближены к естественному, природному виду.

Состояние долины реки Сосенки по отношению к территории школы на левом берегу и состояние лесного массива на правом составляли резкий контраст: река была очень сильно захламлена строительным мусором, в некоторых местах территория была непроходима. С учетом этого была проведена расчистка русла и самой долины от древесных остатков поваленных деревьев, удалена инвазивная растительность. Проектом также были предусмотрены работы по восстановлению нарушенных участков поверхности поймы, включая реабилитацию растительного покрова. Для придания природного привлекательного облика в долине реки запланирована посадка соответствующих деревьев и кустарников, типичных для околоводной растительности нашей природно-географической зоны.

В связи с расчисткой водных объектов увеличивается скорость течения и возникает необходимость защиты берегов от разрушения. Концепцией проекта предусмотрено берегоукрепление правого берега Сосенки на крутом подмываемом участке у выхода из слияния основного русла реки и левого безымянного притока. Подмыв берега на этом участке может спровоцировать оползневые процессы. Чтобы дать представление учащимся о существующих природоподобных типах берегоукрепления, проектом было предложено на небольших участках берегов реки выполнить эти берегоукрепления. Материалами для берегоукрепления стали бревна лиственницы и габионные конструкции. Кроме того, были применены откосные природоподобные укрепительные конструкции, которые засеиваются травосмесями, засаживаются деревьями и кустарниками. Склон также был дополнительно укреплен георешеткой и усыпан галькой.

Для расширения возможностей образовательных и научных программ школы проектом реабилитации реки предусмотрено создание естественного биоплато, то есть заболоченной территории, где обитают влаголюбивые растения. Школьники смогут изучать его очищающее воздействие на сток реки: вода не загнивает и фильтруется естественным путем.

Предложена реализация запруды, и, соответственно, небольшого руслового водоема. Высота запруды подобрана такой, чтобы избежать подъема уровня реки и затопления ее русла и долины. Запруда может быть выполнена как аналог плотины, возводимой бобрами на малых реках средней полосы России. Бобровые плотины оказывают полезное воздействие на водоемы, помогая в борьбе с наводнением, увеличивая биоразнообразие и очищая воду. Мелкие пруды, образующиеся в процессе строительства плотины, стимулируют рост прибрежной растительности. Материалами для запруды могут быть стволы деревьев, уложенные поперек русла, или другие материалы — земляная плотина, плотина из габионных конструкций, каменная наброска.

Площадки-классы на левом берегу Сосенки соединены удобной тропой из деревянного настила. Экотропа позволяет совершать прогулки и постоянные наблюдения за всей экосистемой реки без нанесения ей вреда. Деревянная тропа приподнята над землей, что обеспечивает минимальное воздействие на природные условия прибрежной полосы и защиту левобережного склона от механических воздействий.

Проект реабилитации реки Сосенки направлен на восстановление экологического баланса, улучшение состояния реки, повышение рекреационной привлекательности территории и создание возможностей для обучения и наблюдения за природой. Проектом были предусмотрены следующие мероприятия: очистка русла, укрепление берегов, создание искусственных мелководных зон, посадка деревьев и кустарников, обустройство зон отдыха, экотроп и учебных классов. Положительными результатами реализации проекта стали улучшение качества воды, увеличение биоразнообразия, повышение устойчивости к засухам и наводнениям, а также развитие учебной инфраструктуры школы.

 

❮ Предыдущая статья