Экологически устойчивые ландшафты

Экологически устойчивые ландшафты

Экологически устойчивые ландшафты играют крайне значимую роль. Возникает вопрос о том, могут ли экологические проекты - дома с крышами, покрытыми солнечными панелями, искусственно созданные болота, велодорожки, предприятия с повторным циклом, зеленые коридоры для диких животных, органические фермы и ветровые станции – дать шанс к спасению планеты? Является ли это слишком большой задачей для глобальной экономики, политического и социального устройства? Ответ на этот вопрос, безусловно, положительный. Но создание новых учреждений, необходимых для трансформации в более экологически устойчивое общество, должно в значительной степени основываться на разумении простых людей, которые участвуют в этом процессе. Они находятся в естественном окружении и по-своему взаимодействуют с окружающим миром. Небольшие действия, направленные на создание стабильности в определенном ландшафте, могут принести более глобальные изменения в развитии общества. За 14 лет, которые прошли с момента устройства озеленённой крыши на офисном центре на ул. Шереметьевская в г. Москве, мы организовали множество экскурсий и провели огромное количество обучающих мероприятий о среде обитания, воде и растениях. Это оказалось предельно важно, так как основная цель экологически устойчивого ландшафта - демонстрировать и рассказывать о взаимосвязи между экологией и обществом во благо последнего. Экспериментирование с устойчивыми ландшафтами не могут исключаться или недооцениваться. Принятие эффективных методов и технологий в нашем отношении между «природой и человеком» является важным шагом в процессе изменения глобальных институтов. Будучи созданными для иллюзорного идеального общества, современные ландшафты, оказались неспособными представить нам реальные средства для достижения этой идеи. Если используемые технологии призваны убедить нас в лучшем мире, но на деле это оказывается не так, то о балансе говорить не приходится. Например, кондиционеры маскируют жару в одном месте, внося свой вклад в потепление планеты. Именно сбалансированные ландшафты становятся ключевым элементом в процессе перехода к новой философии, которая противостоит старому образу жизни, ускользающему из-под контроля, где технологии разрушают природу и делают жизнь бесплодной.

Зелёная крыша в Москве

Прозрачность — выражение невидимого

Существует некий аспект «прозрачности», зыбкости, невидимости природы в современном мире. В настоящее время нам не хватает осознания внутренних аспектов природы, которые играют значительную роль в поддержании равновесия на планете. В условиях современных технологий, которые все глубже проникают в нашу жизнь, контролируя ее на неосознанных уровнях, природа остается фундаментом нашего бытия, а также инструментом реального осознания своего места во Вселенной, обоснования и осмысления собственной жизни. Нельзя отрицать тот факт, что как человечество, мы вправе понимать наше местоположение, то, что нас связывает и обуславливает нашу ежедневную жизнь.

Визуальная экология

Если мы не в состоянии уловить внутренние элементы пейзажа, мы вряд ли сможем сделать необходимые движения для перераспределения экологических условий. Взаимодействие между живыми существами, основывающееся на влиянии на окружающую среду, стоит в центре экологического восприятия мира. В хрупком мире ландшафта, визуальная «экологичность», где мы способны анализировать условия, определяющие нашу жизнь и принимать аргументированные решения, является не только возможным, но и обязательным.

Аналогично, если предположить, что люди воспринимают мир через систему символов, прибегая к абстрактному мышлению, логическому выводу, языковому общению, тогда реакция на окружающий мир, естественно, наполнена символическим содержанием. Но положительные значения (и, следовательно, конструктивные действия) — это те, что мы можем видеть и применять в своем миропонимании. Невидимое часто становится предметом страха и гиперболизации. Первый шаг на пути к уравновешенному миру — это осознание наших ландшафтов таким образом, чтобы ясно отражалось наше место, наши жизненные процессы и те действия, которые нам необходимо предпринять для улучшения мира. Недостаток прозрачности и экологичности в ландшафте могут только усилить нестабильность, которая и так уже есть.

Согласованность: гармония в сложности

Вместе с тем, что разные реакции, к примеру, удивление, противоречие, ирония, присущи большому количеству людей, еще большее число стремятся к гармонии между различными областями жизни и уровнями своего существования, такими как эмоции, поведение и мышление. Например, чувство дискомфорта и диссонанса возникает, когда наши желания, чувства и действия не совпадают. Это демонстрирует естественное стремление человека к согласованности, когда его эмоциональное состояние, мысли и действия гармоничны между собой. Это же применимо и к ландшафту. Наблюдая сегодняшнюю экологическую мировую ситуацию, можно заметить нарушение гармонии и стремление людей к преувеличению, притворству и противоречию, что отражает негативные изменения в природе. В этом контексте второй фундаментальный аспект организации экологических ландшафтов — это гармоничность. В идеале, эмоциональное состояние, вызванное окружающим нас пейзажем, должно быть согласовано и не должно создавать препятствий в обеспечении наших потребностей и благополучия.

Прозрачность и согласованность связаны естественным образом. Если мы не можем прозрачно увидеть работу ландшафта, становится сложно определить несогласованность. Однако, когда ландшафт прозрачен, естественное человеческое стремление к согласованности в чувствах, мыслях и действиях, или к согласованности между внешним и внутренним миром ландшафта, может благоприятно повлиять на экосистему.

Фантазия нужна, но где границы между ней и реальностью

Ландшафт, несмотря на его баланс, не должен ограничивать радость, фантазии или творческие мысли. Мы должны помнить, что без фантазии и творчества, человечество не сможет существовать. Однако, в нашем мире, полном иллюзий и развлечений, настоящая опасность состоит не в самой фантазии, а в нечеткости границ между реальностью и воображением. Постмодернистский подход, полный двусмысленности, противоречий и относительности, не сможет длиться вечно. В конце концов, поиск за истинной правдой откроет путь к пониманию устойчивости. Когда мы начинаем понимать важность устойчивости, становится очевидной необходимость восстановления фундаментальных принципов, на которых строится физический ландшафт.

Вкладывая в ландшафтные формы концепции устойчивости и восстановления, мы не приходим к созданию нового стиля. Экологически устойчивые ландшафты представляют собой уникальные визуальные и планировочные объекты. Все они могут быть очень разнообразными: от культурных сельскохозяйственных угодий до невзрачных заболоченных территорий или, например, аккуратно спроектированных ветрогенераторов. В некоторых живут и работают люди, в то время как в других не видно человеческого присутствия, как, например, на экстенсивно озеленённых крышах. Все сбалансированные ландшафты уникальны: нет двух одинаковых устойчивых ландшафтов, особенно если они находятся в разных регионах или принадлежат к разным экологическим зонам. Все эти различия во взаимоотношениях между людьми, экосистемами и природными ресурсами приводят к повышенному интересу к биорегионализму, который учитывает уникальность разных культур и ландшафтов при создании устойчивого будущего.

Новые модели сбалансированного ландшафта могут походить на те, что характерны для модернизма, хотя и с некоторыми ключевыми различиями. Вероятен переход к подходу "функция идет прежде формы", но в этом случае, функция будет скорее экологической, а не механической, как это было в модернистском подходе. Форма будет следовать за максимально сложной функцией, учитывая основные взаимосвязи в природе, и будет находить свое отражение в местном ландшафте и культуре. Структура и содержание сбалансированного ландшафта должны выражать экологический порядок через искусное использование ландшафтных приемов и уникального характера Места и культуры. Возможно, так и не появятся конкретные стили, поскольку "стиль" сам по себе отделяет форму от содержания.

Роль искусства

Искусство и креативность играет важную роль в работе компании «Илья Мочалов и Партнёры». Отличие понятия «экологичности» от традиционного "стиля", несомненно, не означает отсутствие уважения к роли искусства и креативности. Искусство включает в себя возможность представить альтернативное видение, исследовать и ощутить невидимое. Ландшафтные архитекторы и дизайнеры имеют задачу отразить на поверхности то, что скрыто внутри экологической среды. Постоянные изменения в природном мире и неспособность традиционных форм отражать эти изменения должны стимулировать развитие новых, пока еще неизвестных связей. Ландшафтная архитектура и искусство играют важную роль в отображении собственного восприятия визуального пространства человека. По мере роста изменений в отношении человека с природой, увеличивается необходимость нового понимания на каждом этапе эволюции. В этом художественное творчество должно играть ключевую роль. Искусство имеет возможность сопротивляться обществу. Фактически, искусство должно предложить ряд возможных интерпретаций, по которым можно идентифицировать, изменять, развивать и визуализировать устойчивые ландшафты. Явное превосходящее качество таких ландшафтных решений и наш опыт использования таких методов облегчают внедрение экологически грамотных методов на практике. Существуют две группы, активно участвующие в формировании устойчивого ландшафта: те, кто находятся "внутри" самих ландшафтов, и те, кто "снаружи", следовательно, разные значения будут вложены в один и тот же ландшафт. Независимо от того, являются ли они участниками внутри или внешними наблюдателями, понимание устойчивого ландшафта и его способность формировать образы в человеческом сознании являются важными составляющими для восприятия ландшафта обществом и его адаптацией для общего использования. Теория диффузии инноваций предполагает, что сложность вызывает трудности в внедрении новшеств (например, устойчивые технологии или ландшафтные процессы), в то время как способность к наблюдению помогает в адаптации. Учитывая, что устойчивые ландшафты имеют более высокий уровень сложности системы, чем "косметические", украшательские ландшафты (иногда я называю такие ландшафты «кизильниковыми», из-за любви массы проектировщиков высаживать кизильник блестящий в городе) и включают экологические взаимосвязи, которые могут быть незаметными или трудно различимыми визуально, для их внедрения существуют значительные сложности. Однако, чтобы решить эту проблему, следует стремиться сделать "здоровые" ландшафты видимыми (поддерживающими экспериментальную оценку). Устойчивые технологии и такие свойства ландшафта, как управление водными стоками, зелёные крыши, и системы сбора солнечной энергии, символизируют Красоту и являются заметными знаками на пути к устойчивому миру.

Устойчивость, культура и сообщество

Вся идеология устойчивых ландшафтов направлена на трансформацию существующей культуры, интеграции технологий, создания новой этики окружающей среды, привнесения нового восприятия качества жизни и формирования нового чувства единства не только среди людей, но и с окружающим миром. Это может звучать как общественная декларация или манифест, но это просто наше мнение. Нам кажется, очень важно рассмотреть устойчивые ландшафты с точки зрения природы и ожидаемых социальных изменений.

В попытке найти примеры эффективных ландшафтов мы часто обращаемся к устойчивым культурам, не привязанным к индустрии, которые давно используют методики восстанавливающего земледелия в сельском хозяйстве. Критики устойчивых ландшафтов обычно указывают на их зависимость от труда человека, существующих ограничений и нежелание современного общества вернуться к трудоемким методам в сельском хозяйстве и промышленности, чем от источников энергии. В то же время, устойчивые ландшафты не обязательно должны быть плотно заселены и активно возделываются. Ветряные электростанции и большие увлажненные биотопы могут и должны сосуществовать рядом с такими местами, как, например, аэропорты. Пока устойчивый мир не научится поддерживать уровень умеренного потребления ресурсов, он будет полагаться на источники возобновляемой энергии и трудосберегающие технологии, доступные нам сегодня.

Нам еще долго предстоит исследовать границы возможного научно-технического прогресса в нашей жизни и в области ландшафтной архитектуры. Однако и культура, и ландшафты, будут постепенно двигаться к гармонии, влияя друг на друга и взаимодействуя между собой. Мы создали конфликт между природой и техническим прогрессом, и мы надеемся, что сможем постепенно его разрешить. Устойчивая культура продолжит развиваться, но, если мы хотим достичь более сбалансированного будущего нашего мира, нам придется прибегнуть к целенаправленному дизайну. Это значит, что мы не будем строить балансированный мир, исходя из нынешней культуры или субкультуры. Мы могли бы создать элементы культуры, необходимые для формирования новых устойчивых ландшафтов так же, как мы создаем сами ландшафты.

Пока устойчивые субкультуры и стабильные ландшафты влияют друг на друга и адаптируются, в доминирующей культуре все еще много противоречий, что кажется несоответствующим, иллюзорным и без контроля. Пейзажи, мелкие и большие, становятся все более неясными по мере увеличения общественного погружения в сети притворства, имитаций и фантазий, порожденных техническими усовершенствованиями. Наше восприятие реальности, как и сам пейзаж, становится фрагментированным. В этой ситуации мы вынуждены научиться жить долго в противоречии.

Парк в сиднее

Чувство вины перед природой, чувство разногласия или дисгармонии, которые вытекают из осознания влияния технического прогресса на природу, усиливается, когда мы пытаемся восстановить, регенерировать естественный ландшафт. Имитация и устойчивость станут доминирующими методами, воздействующими на рельеф, на долгие годы.

В конце концов мы должны признать, что вина за вмешательство технологии в природу никогда не исчезнет, и отражения этой вины будут видны в будущих проектах. Возможно, это происходит потому, что наша интуитивная противостоящая реакция на технический прогресс — это основной способ борьбы против его автономии. Если вина за вторжение технологий сделает ландшафты не прозрачными, скрытыми, маскирующими и иллюзорными, это вряд ли можно считать конструктивным. Для создания более сбалансированного мира, нам не придется выбирать между технологиями.

Выбор в пользу более устойчивой технологии вместо менее устойчивой не должен стать жертвой технофобии, она должна просто направлять.

Мы создали дилемму между любовью к местоположению, любовью к технологии и страхом перед технологии, и нам нужно сделать правильный выбор. Мы не можем уничтожить технологического тирана, мы можем только его укротить.

С этой целью, чтобы приручить технологического тирана, нам чрезвычайно важно заново воссоздать и культуру, и природу - построить грамотные экологические ландшафты и себя.

Действия

Есть абсолютная уникальность экологически стабильных ландшафтов и их взаимосвязь с человеческим опытом; мы формируем их, а они, в свою очередь, формируют нас. Самым значимым элементом в нашем опыте об этих стабильных ландшафтах являются действия, приводящие к их созданию. Поверхностно говорить об этих ландшафтах и писать о них статьи легко, однако реализация этих идей на практике идёт значительно сложнее. Устойчивые ландшафты требуют применения основных принципов, но игра продолжается, и правила также могут быть изменены, как и в детском футболе, где участники могут быть и судьями и игроками. Создание устойчивых ландшафтов – выполняемая нами работа, которая позволяет изучить этот процесс и видеть его результаты.

Наше кредо - нацелиться на конкретные, достижимые цели в каждом специфическом проекте и поставить перед собой задачу реализовать хотя бы одну или две из них. Даже если не все цели будут достигнуты, обучение и восприятие будут происходить в процессе. В одном из наших недавних проектов, площадью в 40 гектаров, мы смогли обустроить лесное пространство так, чтобы получился правильный баланс открытых солнечных полян, сделать подъезд более уютным, разработать сеть прогулочных, лыжных и велосипедных дорожек, предусмотреть естественный дренаж для дождевой воды и обустроить набережную.

Для каждого конкретного шага в создании более гармоничного ландшафта необходима внутренняя подготовка: усиление личных качеств, поощрение ощущения себя, своего места, сообщества. В течение следующих нескольких лет каждый архитектурный или ландшафтный проект должен быть показательным или пилотным. Стоит применить упорные усилия, чтобы достичь соответствующих решений в проектировании устойчивого ландшафта.

Победы и вопросы

Итак, нам всем важно научиться получать удовольствие от своей работы, не терять надежды в сложных ситуациях и осознавать, что каждый шаг, который мы делаем, только обогащает наш опыт. Ганди однажды сказал: "То, что ты делаешь, может показаться незначительным, но это имеет большое значение". Таким образом, каждый шажок в создании эффективного и устойчивого ландшафта — это достижение, которое стоит отметить. Революционные перемены в отношениях между природой, технологиями и ландшафтным дизайном произойдут лишь в том случае, когда тысячи отдельных людей, осознают необходимость экологического подхода в тех местах, где они живут, работают и проводят время.

Противостояние между природой и технологией можно рассматривать как дилемму любви. Люди способны на глубокую любовь, однако каждый знает, что зачастую между влюбленностью и обязательствами возникает конфликт, что требует принятия выбора, иногда болезненного. В закрытых дверях нашей бурной материальной жизни, между роскошными садами и новейшими технологиями, за пределами девственной природы, тематических парков и торговых центров, лежит решение наших главных, эмоционально насыщенных проблем. В чем истинная привязанность нашего бытия: технологической культуре или Земле? Можем ли мы задать себе вопрос: без чего мы смогли бы обойтись?

Земля существовала до нашего технологического прорыва, и она будет существовать и после. Наше стремление к технике и технологиям дает нам лишь мимолетное и мнимое спокойствие, на самом деле мы были сотворены ради здоровой жизни на здоровой Земле. Экологическая устойчивость требует не исключения технологий из ландшафта, а их умелого использования в интересах природы. Через постоянные эксперименты и накопленный опыт мы можем, возможно, прийти к пониманию истиной любви к природе и страсти к технологиям.


❮ Предыдущая статья