Архитектура и ландшафт метавселенных
Архитекторы всегда очень активно реагируют на инновационные тренды. Сегодня понятия метавселенных и нейросетей уже не просто обсуждаются, а внедряются в работу архитектурных бюро. Предлагаем разобраться в терминологии и посмотреть, как происходит переход от веб-сайтов и соцсетей к метавселенным.
Появление термина
Впервые термин прозвучал в романе Нила Стивенсона “Snow Crash” в 1992 году. Тогда это звучало футуристично, а сейчас стало частью жизни. Уже в метавселенных Стивенсона люди функционировали в виде визуальных воплощений – аватаров, с помощью специальной программы строили здания, парки и общественные пространства. Чаще всего метавселенная определяется как постоянно действующее виртуальное пространство, в котором человек может взаимодействовать с цифровыми объектами или другими людьми через свой аватар с помощью технологий виртуальной реальности. Составляющими элементами метавселенных являются искусственный интеллект, блокчейн, виртуальная и дополненная реальность. Причем необязательно использовать для входа в метавселенную VR-гарнитуры, в нее можно попасть и через браузер компьютера или телефона.
Можно возразить, что метавселенные, по сути, представляют собой ту же компьютерную игру. Но, в отличие от игры, здесь нет сценария, пользователь сам выбирает, как действовать: строить объекты, проводить мероприятия совместно с другими пользователями, общаться, продавать товары и контент. При этом, метавселенные могут создаваться на основе игр, например, на базе игры Fortnite проводятся виртуальные музыкальные концерты, кинофестивали и кинопремьеры. Используются и блокчейны: в цифровом мире Decentraland, реализованном с помощью блокчейн-технологии, продаются участки виртуальной «земли», где можно разместить здания, общественные пространства, цифровые галереи современного искусства и музеи. Соцсети также меняют свое позиционирование на метавселенные.
Метавселенные в архитектуре
В архитектуре метавселенная представляется как трехмерная площадка, где можно визуализировать объекты, тестировать пилотные проекты, презентовать их клиенту и, как следствие, - привлекать продажи. Уже сейчас в метавселенных создаются мини-города, которые могут показывать не только облик будущего, но и ретроспективу. Например, в Японии разработан проект метавселенной, которая создает возможность для следующего поколения видеть исчезающие здания, сохраняя их в метапространстве. Архитектурное бюро Zaha Hadid Architects создало виртуальный остров Liberland Metaverse city.
Российская архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственное пространство – ATRIUM Virtual Gallery. Здесь в доступной в любом уголке мира форме демонстрируются достижения мастерской, проводятся мероприятия. Компания Genpro открыла шоурум в метавселенной Spatial, где проводит совещания, корпоративы, лекции и встречи с девелоперами.
Ландшафты в метавселенных
Использование метавселенных в ландшафтной архитектуре открывает специалисту широкий простор для творчества. Виртуальная реальность позволяет создавать оригинальные инновационные пространства, которые представляют собой баланс технологий и заботы об окружающей среде, поддерживают концепцию устойчивого развития.
Ландшафтные компании могут использовать метавселенные в реальных практических целях:
- Виртуальные туры: Создание виртуальных туров по ландшафтным проектам с помощью метавселенных позволит клиентам более наглядно оценить результаты работ и принять обоснованные решения.
- Дизайн и планирование: Использование метавселенных для разработки дизайна ландшафтов и планирования проектов поможет увидеть возможные проблемы и оптимизировать их до начала работ.
- Обучение и тренинги: Метавселенные могут быть использованы для обучения сотрудников, проведения тренировок и семинаров по новым технологиям и методам работы.
- Реклама и маркетинг: Использование метавселенных в рекламных кампаниях и визуализациях поможет привлечь новых клиентов и продемонстрировать преимущества проектов.
- Интерактивные проекты: Создание интерактивных проектов с использованием метавселенных позволит клиентам самостоятельно взаимодействовать с дизайнами и выбирать оптимальные варианты для своего ландшафта.
Понятие метавселенных по-прежнему пока звучит ново для большинства специалистов. При этом, элементы метавселенных давно используются в нашей повседневной жизни – это нейросети, виртуальная и дополненная реальность в виде компьютерных игр, блокчейны. Архитектура – одна из областей, где метавселенные помимо эстетической могут нести большую практическую пользу. Несомненно, это один из ярко нарождающихся трендов на ближайшее десятилетие, и, как говорится, поживем – увидим!