Транспортные и пешеходные связи в курортных комплексах
Создание грамотной системы транспортных и пешеходных связей – обязательное условие успешного функционирования курортной территории. При этом образуется единый комплекс, который включает магистральные улицы, стоянки, туристические пути, прогулочные и пешеходные дорожки, лесные и парковые тропы. Правильная планировочная организация обеспечивает максимально комфортное передвижение отдыхающих. Лечебные и развлекательные учреждения находятся в кратчайшей доступности.
- Преимущественное транспортное назначение
- Основные задачи групп
- Проектные рекомендации
- Внутрикомплексные проезды
- Принятые покаатели
- Оборудование терренкуров
Преимущественное транспортное назначение
Подразделяется на три группы:
-
Магистральные улицы;
-
Прогулочные автодороги;
-
Пешеходные дорожки, аллеи.
Основные задачи групп
-
Объединение всех функциональных зон курорта. Выход на автодороги внешней сети.
-
Связь курорта с природными парками, объектами туризма, заповедниками.
-
Пешая связь с парковыми зонами, объектами культурного и бытового назначения, остановками автотранспорта. Допускается только передвижение пешеходов. Покрытия облегченного типа.
Проектные рекомендации
Транспортная и пешеходная сеть «закрывает» потребность курортно-оздоровительного комплекса в основных видах перевозок. Минимизация временных затрат на передвижение происходит с обязательным учетом санитарно-гигиенических норм по защите от шума, опасных выхлопных газов.
Правила проектирования единой транспортной системы.
-
Ограниченный доступ (организовано, через КПП) автотранспорта на территорию комплекса.
-
Разделение трасс транспортно-пешеходной сети.
-
Координация служебных проездов с сетью внешних магистралей.
-
Учет особенностей рельефа для максимальной сохранности ландшафта территории.
-
Кратчайшие расстояния для передвижения обслуживающего персонала.
-
Наличие в необходимых случаях на прогулочных/транспортных маршрутах электрокаров, микроавтобусов.
-
Расположение автотранспортных стоянок на отдаленных участках возле въезда на курортную территорию.
-
Учет рельефа для организации правильной системы ливневой канализации, разделение потоков дождевой воды на условно чистую (пешеходные маршруты) и требующую последующей очистки (проезды и парковки).
Внутрикомплексные проезды: виды
Подразделяются на тупиковые, кольцевые и сквозные. Первый тип заканчивается разворотной площадкой, второй – предусматривает круговое движение, третий – определяет возможность заезда/выезда из разных точек.
Выбор конкретного способа определяется комплексом факторов. Среди основных – местоположение и размеры курортно-оздоровительного учреждения, преобладающий рельеф, особенности строений, транспортно-эксплуатационные характеристики. При этом не рекомендуется создание зон с интенсивным передвижением в районе спальных корпусов.
Принятые показатели
Размеры транспортных проездов варьируются: ширина для локальных перевозок хозяйственного назначения – не менее 3,5 м, для электро- и микроавтобусов – 5,5 м. Разность высот в продольной плоскости – не более 6, в гористой местности – не более 10%.
Предусмотренная ширина тротуаров и пеших маршрутов:
-
для подхода к строениям общего назначения – от 1,5 м;
-
к лечебно-профилактическим и культурно-развлекательным объектам – от 3 до 10 м;
-
к рекреационным площадкам для тихого отдыха – от 1,5 до 5 м.
Оборудование терренкуров
Свод рекомендаций по планировке и благоустройству курортов включает обустройство терренкуров. Это специальная сеть аллей, предусматривающая дозированные физические нагрузки в виде пешеходных контролируемых прогулок. Трассирование терренкура предполагает создание равнодействующих нагрузок.
Виды маршрутов на плоском рельефе: легкий уровень сложности – 500-600 м, средний – 1500-2000 м, трудный – 3000-3500 м.
В условиях холмистого рельефа действует дополнительная классификация по уклону. На легких маршрутах он отсутствует, на средних – 5-10%, на сложных – 10-15%. Преобладающая часть подъемных нагрузок приходится на середину пути. Подъемы чередуются с площадками, ровными дорожками.
Особенность трасс терренкуров – прокладывание строго по кольцевым маршрутам. Это позволяет избежать пересечения с пешеходными дорожками. Площадки для отдыха на коротких дистанциях размещаются через 30-50 м, на удлиненных – через 100-200 м. Необходимое число и размеры терренкуров устанавливаются на основе выводов специализированной медицинской экспертизы.