Транспортные и пешеходные связи в курортных комплексах

Транспортные и пешеходные связи в курортных комплексах

Создание грамотной системы транспортных и пешеходных связей – обязательное условие успешного функционирования курортной территории. При этом образуется единый комплекс, который включает магистральные улицы, стоянки, туристические пути, прогулочные и пешеходные дорожки, лесные и парковые тропы. Правильная планировочная организация обеспечивает максимально комфортное передвижение отдыхающих. Лечебные и развлекательные учреждения находятся в кратчайшей доступности.


Транспортные и пешеходные связи в курортных комплексах:
  1. Преимущественное транспортное назначение
  2. Основные задачи групп
  3. Проектные рекомендации
  4. Внутрикомплексные проезды
  5. Принятые покаатели
  6. Оборудование терренкуров

Преимущественное транспортное назначение

Подразделяется на три группы:

  1. Магистральные улицы;

  2. Прогулочные автодороги;

  3. Пешеходные дорожки, аллеи.


Основные задачи групп

  1. Объединение всех функциональных зон курорта. Выход на автодороги внешней сети.

  2. Связь курорта с природными парками, объектами туризма, заповедниками.

  3. Пешая связь с парковыми зонами, объектами культурного и бытового назначения, остановками автотранспорта. Допускается только передвижение пешеходов. Покрытия облегченного типа.

Проектные рекомендации

Транспортная и пешеходная сеть «закрывает» потребность курортно-оздоровительного комплекса в основных видах перевозок. Минимизация временных затрат на передвижение происходит с обязательным учетом санитарно-гигиенических норм по защите от шума, опасных выхлопных газов.

Правила проектирования единой транспортной системы.

  1. Ограниченный доступ (организовано, через КПП) автотранспорта на территорию комплекса.

  2. Разделение трасс транспортно-пешеходной сети.

  3. Координация служебных проездов с сетью внешних магистралей.

  4. Учет особенностей рельефа для максимальной сохранности ландшафта территории.

  5. Кратчайшие расстояния для передвижения обслуживающего персонала.

  6. Наличие в необходимых случаях на прогулочных/транспортных маршрутах электрокаров, микроавтобусов.

  7. Расположение автотранспортных стоянок на отдаленных участках возле въезда на курортную территорию.

  8. Учет рельефа для организации правильной системы ливневой канализации, разделение потоков дождевой воды на условно чистую (пешеходные маршруты) и требующую последующей очистки (проезды и парковки).

Внутрикомплексные проезды: виды

Подразделяются на тупиковые, кольцевые и сквозные. Первый тип заканчивается разворотной площадкой, второй – предусматривает круговое движение, третий – определяет возможность заезда/выезда из разных точек.

Выбор конкретного способа определяется комплексом факторов. Среди основных – местоположение и размеры курортно-оздоровительного учреждения, преобладающий рельеф, особенности строений, транспортно-эксплуатационные характеристики. При этом не рекомендуется создание зон с интенсивным передвижением в районе спальных корпусов.

Принятые показатели

Размеры транспортных проездов варьируются: ширина для локальных перевозок хозяйственного назначения – не менее 3,5 м, для электро- и микроавтобусов – 5,5 м. Разность высот в продольной плоскости – не более 6, в гористой местности – не более 10%.

Предусмотренная ширина тротуаров и пеших маршрутов:

  • для подхода к строениям общего назначения – от 1,5 м;

  • к лечебно-профилактическим и культурно-развлекательным объектам – от 3 до 10 м;

  • к рекреационным площадкам для тихого отдыха – от 1,5 до 5 м.

Оборудование терренкуров

Свод рекомендаций по планировке и благоустройству курортов включает обустройство терренкуров. Это специальная сеть аллей, предусматривающая дозированные физические нагрузки в виде пешеходных контролируемых прогулок. Трассирование терренкура предполагает создание равнодействующих нагрузок.

Виды маршрутов на плоском рельефе: легкий уровень сложности – 500-600 м, средний – 1500-2000 м, трудный – 3000-3500 м.

В условиях холмистого рельефа действует дополнительная классификация по уклону. На легких маршрутах он отсутствует, на средних – 5-10%, на сложных – 10-15%. Преобладающая часть подъемных нагрузок приходится на середину пути. Подъемы чередуются с площадками, ровными дорожками.

Особенность трасс терренкуров – прокладывание строго по кольцевым маршрутам. Это позволяет избежать пересечения с пешеходными дорожками. Площадки для отдыха на коротких дистанциях размещаются через 30-50 м, на удлиненных – через 100-200 м. Необходимое число и размеры терренкуров устанавливаются на основе выводов специализированной медицинской экспертизы.