+7 (495) 147-44-44
РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПАРКОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ЮЖНОМ КРЫМУ

РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПАРКОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В ЮЖНОМ КРЫМУ

Зачатки декоративного садоводства в Крыму восходят к глубокой древности. Ряд хозяйственно ценных н декоративных растений, широко распространенных в настоящее время в Южном Крыму, как благородный лавр, греческий орех, фиговое дерево, гранат и др., был завезен сюда еще древними поселенцами — греческими колонистами, проникшими в Крым в VII—VI веках до нашей эры. Как и везде, декоративное садоводство возникло в Крыму из утилитарного садоводства — плодовых садов и огородов, в которых декоративные деревья, кустарники н цветы высаживались без всякого архитектурного плана. Самые плодовые сады в Крыму долгое время представляли собой смесь плодовых и дикорастущих деревьев. Так, Габлицль, описывая состояние плодоводства в Крыму к концу XVIII века, отмечает, что плодовые деревья растут в беспорядке, вперемешку с лесными, составляя «приятную смесь».

Такой же смешанный характер носили небольшие дворцовые сады крымских ханов в Старом Крыму и Бахчисарае.

Возникновение архитектурных садов и парков в Крыму относится к началу XIX столетия, когда, вскоре после присоединения Крыма к России (1783 г.). на берег Черного моря устремились вельможи, помещики и крупные чиновники, создавшие здесь свои дачные резиденции. Так возникли крупные поместья с дворцами и парками графа Воронцова в Алуште, графа Потоцкого в Ливадии (позднее перешедшее к Романовым), генерала Раевского в Гурзуфе и Партените, генерала Бороздина в Кучук-Ламбате , генерала Мальцева в Симеизе и многие другие.

Архитектурные сады и парки Крыма возникали в тот период, когда в русском паркостроении прочно утвердилось господство ландшафтного стиля.

В приемах этого стиля, то более сложных, то более примитивных , в основном и организована большая часть крымских парков. Однако природные условия Крыма, особенно Южного берега с его резко выраженным рельефом, оказали свое влияние на развитие паркового строительства в Крыму.

В лучших садах и парках Южного Крыма если и не в целом, то в части, прилегающей к архитектурному центру — дворцу, вилле, мы встречаем террасный принцип устройства, характерный для итальянских регулярных садов.

Большой интерес представляют многие архитектурные сады и парки Южного Крыма в отношении использования естественных декоративных элементов.

Природа Южного берега Крыма настолько эффектна сама по себе, что местами она создает готовые парковые декорации, исключительно ценные своей естественной живописностью. Причудливой формы и окраски нагромождения скал и их обломков поражают своей дикой красотой. Местами они создают естественные гроты, замкнутые уютные лужайки и т. п. Между скалами и в их расщелинах, иногда на значительной высоте, гнездятся небольшие деревца крымского земляничника с его яркой вечнозеленой листвой и оригинальной окраской стволов, летом — оливково-зеленых, зимой — красных; местами выделяется своей темно-сизой хвоей произрастающий одиночно или целыми зарослями душистый высокоствольный можжевельник. Увитые плющом обломки скал, с их причудливыми формами, иногда кажутся остатками разрушенных старинных замков.

Такие исключительные по своей декоративности естественные элементы крымской природы могут быть путем несложных приемов планировки с большим эффектом использованы при организации архитектурных парковых ансамблей. Образцы такого использования естественных декоративных элементов мы находим в Алупкинском и Ливадийском парках, в Ново-Симеизском курортном парке, «Хараксе», Гурзуфском парке (на Гурзуфской скале) и др.

В ансамбль архитектурных парков Крыма нередко включаются единичные экземпляры, группы и целые массивы из местных дикорастущих древесных пород, отличающихся высокой декоративностью, как кевовое дерево (дикая фисташка), дуб пушистый и зимний, крымская сосна, древовидный можжевельник и др. Чаще всего естественная растительность сохраняется и используется в периферийной части парков, экзотические же вечнозеленые субтропические растения сосредоточиваются вблизи главных архитектурных сооружений. Но и вблизи доминирующих сооружений сохраняются иногда ценные представители местной дикой флоры, как, например, группы мощных дубов у Ливадийского дворца, с восточной его стороны.

В качестве примеров удачного использования местных растительных ресурсов могут быть указаны парки Алупкинский, Форосский, Верхней Массандры и ряд других.

Крым весьма беден водой, в особенности его Южный берег; поэтому и парки Крыма в общем бедны водными декоративными элементами. Наиболее богат, декоративными водными устройствами Алупкинский парк, в котором имеются естественные источники и каскады, бьющие из скал, значительные искусственно созданные горные озера в обрамлении естественных скал и 'многочисленные, оригинальной архитектурной формы фонтаны высокохудожественной работы, выполненные в мраморе.

Серией фонтанов различной тематики (среди них — известный фонтан «Ночь») обладает Гурзуфский курортный парк. Систему ландшафтных прудов включает большой Форосский парк. Большой бассейн с фонтаном и серию миниатюрных ландшафтных прудов, объединенных в одну систему и питаемых ручьем, вытекающим из грота, имеет Никитский ботанический сад.

Бедность водных ресурсов, ограничивающая возможность устройства декоративных водоемов в садах и парках Южного Крыма, компенсируется беспредельными просторами Черного моря. Здесь нет парка, в котором не были бы раскрыты с многочисленных видовых точек виды на море, всегда привлекательное и в своем покое и в бурном состоянии.

Помимо декоративных водоемов, старые парки Крыма отличаются высоким качеством и других объектов архитектуры малых форм. Изящны по форме и высококачественны по выполнению мраморные вазы в Алупкинском и Пушкинском парках (в Гурзуфе). Неплохо выполнены перголы в Ливадийском, Алупкинском и других парках, то в виде колонн с плоским брусчатым перекрытием, то в виде сводчатых тоннелей (из легкого железного каркаса), увитых розами и вьющимися растениями. Мраморные садовые скамьи Алупкинского парка (на верхней террасе у дворца) представляют собой также подлинные произведения искусства.

Оригинальностью архитектуры малых форм и высоким качеством ее материала и выполнения старые парки выгодно отличаются от многих современных парков и усадебных территорий санаториев, домов отдыха, общественных садов и парков. В современных парках всюду повторяются одни и те же мотивы скульптуры и ваз, плохих по форме и по низкому качеству материала и работы. Приятным исключением является удачная постановка в некоторых парках копий классических скульптурных произведений.

Интересно отметить, что в некоторых парках Южного Крыма мы встречаем использование археологических предметов в качестве декоративного элемента. Иногда это остатки древних сооружений, находящиеся на территории парка, как, например, развалины Генуэзской башни в парке на Гурзуфской скале или раскопки римской фактории на мысе Ай-Тодор. Часть их, представляющая собой огражденный колоннами дворик в духе помпейских двориков, находится на территории парка «Харакс». Здесь же в разных местах расставлены в виде украшений большие орнаментированные терракотовые сосуды, найденные при раскопках. Большие глиняные генуэзские сосуды, служившие для хранения воды и зерна, также встречаются в некоторых парках (парк на Гурзуфской скале и др.). Но в отношении украшения предметами древности первое место, пожалуй, занимает Ливадийский парк, где в части, прилегающей к дворцу, помещены вывезенные из Помпей мраморный саркофаг высокохудожественной работы и мраморная статуя неизвестного патриция, а также терракотовые вазы.

Когда выставляемые в парках археологические предметы являются продуктом местных раскопок, это имеет определенный историко-культурный смысл, но фальсификация древностей, имеющая место в некоторых парках, где созданы искусственные «развалины» генуэзских башен и проч., не имеет никакой художественной ценности и обнаруживает только дурной вкус. Отметим здесь кстати, что использование парков в качестве музеев для размещения археологических ценностей ведет свое начало еще со времени древнего Рима, когда (во II в. н. э.) император Адриан создал свою знаменитую Тибуртинскую виллу, представлявшую собой огромный музей древностей, размещенных в парковой обстановке.

Если далеко не все парки Крыма интересны с точки зрения их архитектурной композиции и наличия в них выдающихся архитектурных сооружений, то многие из них представляют большую ценность в отношении опыта использования в условиях Крыма огромного разнообразия декоративных растений. Местная флора довольно бедна ценными для нового строительства растениями, в особенности вечнозелеными. Поэтому с развитием паркового строительства в Крыму появляется большой спрос а декоративный посадочный материал. Хотя некоторые декоративные растения, как уже было сказано выше, были привезены в Крым еще в глубокой ревности, однако это была лишь незначительная часть тех богатых растительных ресурсов, которые имелись в странах Ближнего Востока и юга Европы. Интересно отметить, что до присоединения Крыма к России даже такого характерного для пейзажа Южного Крыма дерева, как пирамидальный кипарис, там не существовало.

Первая попытка завезти в Крым после его присоединения к России хозяйственно ценные и декоративные растения относится к 1786 году, когда по распоряжению Потемкина в Константинополе, Смирне и на Принцевых островах был закуплен ряд живых растений и семян, в том числе дубы, кедры, лавры, иудино дерево, гранаты, чинары, пинии,«дендроливаны», каштаны, «рододендры» или «лорьерозы», кипарисы, ивы, значительное количество луковиц и семян лилий, тубероз, гвоздик и других цветочных растений.

Эта первая попытка развести в Крыму новые растения была неудачной: большая часть их погибла, не выдержав довольно сурового климата Старого Крыма, где ввезенные растения были размещены.

Прочные основы развития декоративного садоводства в Крыму были заложены в начале XIX века, когда в 1812 году по инициативе наместника Новороссийского края герцога Ришелье при деревне Никите, близ Ялты, был основан государственный Никитский ботанический сад, оказавший огромное влияние на парковое строительство не только в Крыму, но и далеко за его пределами.

Огромные дендрологические богатства, ввозившиеся и распространявшиеся Никитским ботаническим садом, содействовали развитию в парковом строительстве России дендрологического направления, ставшего преобладающим в западно-европейском парковом строительстве к середине XIX столетия. Обогащение редкими декоративными растениями содействовало созданию многих замечательных парков в Крыму и в других районах нашей страны.

Следует, однако, отметить, что в некоторых случаях погоня за чрезмерным разнообразием паркостроительного материала приводила к упрощенным архитектурным решениям, превращая парки в коллекции насаждений, а не архитектурные произведения. Такие парки имеют значение лишь в качестве испытательных пунктов, где проверяется успешность произрастания ценных самих по себе растений. Немало таких парков было создано в Крыму в конце XIX и в начале текущего столетий.

Из приемов декоративного использования зеленого материала в крымском паркостроительстве могут быть отмечены следующие:

  1. Прием группировки древесных пород в виде однородных насаждений (рощи из одной породы). Этот прием позволяет усилить архитектурные свойства, характерные для той или иной породы в отдельности, и создать оригинальные по своему ландшафту уголки в парке. Этот прием берет свое начало из Никитского ботанического сада, где создана роща из ливанских кедров и пробкового дуба. Прекрасные рощи из атласского кедра и пиний имеются в Карасане. Исключительное впечатление создает и небольшая роща из 130-летних пиний в парке Пушкинского заповедника в, Гурзуфе. Прекрасна также роща из крупноцветных магнолий в Алупке.
  2. Прием монументальной композиции зеленого материала, осуществляемый путем сгущенных групповых посадок кипарисов. Этот прием применяется для создания акцентов у входов, для замыкания внутрипарковых перспектив и образования крупных ориентиров для дальних проспектов, особенно эффектных на фоне морской глади.
  3. Прием искусственной архитектурной обработки растительного материала — фигурная стрижка, или так называемое топиарное искусство, ведущее свое начало от древнеримских садоводов-декораторов — «топиариев». С этим приемом мы часто встречаемся в старых парках Крыма.

Опыт крымских садоводов дает примеры успешной архитектурной обработки многих растений: лавра, самшита, каменного дуба, виргинского можжевельника и др.

Южный берег, занимающий в глубину сравнительно узкую полосу (от нескольких километров на западе до 10—20 км на востоке), общим протяжением до 150 км, имеет свой характерный природный облик.Наиболее ценные в архитектурном отношении сады и парки сосредоточены на Южном берегу Крыма, от мыса Аня на западе до Алушты включительно на востоке.

Высокий, на значительном протяжении обрывающийся к югу отвесными стенами, главный хребет Крымских гор — Яйла — защищает узкую полосу Южного берега от холодных северных ветров. Весь берег представляет собой круто спускающийся к морю склон, усеянный обломками скал главного хребта и его ответвлений, поперечно перерезающих берег и подходящих к морю в виде более или менее значительных горных массивов и крутых скалимых обрывов (мыс Айя и гора «Кошка» на западе, Аюдаг н гора «Кастель» на востоке). Берег изрезан узкими заливчиками, а местами и более значительными бухтами (Ляспи, Лимены, Ялта, Алушта), с берегами, покрытыми крупными и мелкими скалами и камнями.

Зеленый лесной покров располагается неширокой полосой у подошвы отвесных обрывов Яйлы, местами поднимаясь по крутым склонам вверх на Яйлу (в районе Симеиза, Гурзуфа и Алушты). Он состоит из крымской сосны, выше которой иногда идет сосна обыкновенная (над Ялтой) или бук (над Симеизом, Гурзуфом, Алуштой).

Средняя часть лесного пояса состоит из низкоствольного пушистого дуба с примесью терпентинного (или кевового) дерева (Pistacia mutica).

Наконец, нижняя, прибрежная полоса (от берега моря до высоты примерно 200 м над уровнем моря) состоит из древесно-кустарниковых зарослей, в которых господствует высокоствольный можжевельник с примесью пушистого дуба, терпентинного дерева и других пород.

Зеленый покров не доминирует в ландшафте Южного берега. Преобладающим является скальный ландшафт с разнообразной окраской горных пород, то холодных серо-голубых тонов, то различной гаммы теплых и, наконец, местами серовато-белых известковых и почти черных шиферных обнажений.

Парковые насаждения рассеяны то крупными, то мелкими пятнами среди селений и загородных усадеб на узкой прибрежной полосе, располагаясь иногда у самого берега моря. Издали они резко выделяются темной зеленью вечнозеленых деревьев, особенно в зимнее время, когда местные листопадные древесные породы сбрасывают свой зеленый покров.

Наиболее крупные массивы парковых насаждений связаны с более старыми и крупными населенными пунктами — Ялтой, Алупкой и Гурзуфом, занимающими центральное положение на Южном берегу.

Ценные в архитектурном отношении парки встречаются в отдельных пунктах и в восточной части побережья (Симеиз, Мухалатка, Форос). Район Алушты почти не имеет выдающихся в архитектурном отношении садов и парков. Редко встречающиеся к востоку от Алушты (Судак, Феодосия) декоративные сады и парки также имеют значение лишь в качестве испытательных пунктов.

Наибольшую ценность в архитектурном и историческом отношениях представляют парк Пушкинского заповедника (Пушкинский парк) в Гурзуфе— старейший из архитектурных парков Крыма — н дворцово-парковые ансамбли Алупки и Ливадии. Гурзуфский и Алупкинский парки созданы в первой, Ливадийский — во второй половине XIX столетия.

Из старых парков более позднего периода (конца прошлого столетия) лучше других оформлен парк Суук-Су.