ОЗЕЛЕНЕНИЕ ГОРОДСКИХ УЛИЦ

ОЗЕЛЕНЕНИЕ ГОРОДСКИХ УЛИЦ

Система зеленых насаждений города строится на основе его плана. Зеленые насаждения подчиняются общей композиции плана, причем должны слиться в единую систему зелени от загородного парка до внутриквартального сада. По своему положению в плане города улицы можно разделить на кольцевые, радиальные и диагональные, а по функциональному назначению — на магистрали общегородского или районного значения, жилые улицы и улицы специального назначения (набережные, парковые дороги).

Магистраль — это улица, входящая в систему основных артерий городского транспорта. Она соединяет главные узлы и районы города, приспособлена для интенсивного транспорта и предназначена под общественную и жилую застройку.

Жилая улица предназначена для размещения жилой застройки и рассчитана на обслуживание местного транспорта.

Реконструируемые магистрали рекомендуются шириной в 25-40 м, а жилые улицы в 12—15—20 м.

Рассмотрим различные приемы озеленения улиц и магистралей.

АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ПРИЕМЫ ОЗЕЛЕНЕНИЯ УЛИЦ И МАГИСТРАЛЕЙ

В зависимости от расположения зеленых насаждений на поперечном профиле улицы могут быть разделены на следующие группы:

  1. улицы с зелеными насаждениями, расположенными в тротуарной зоне в виде:

    а) древесных насаждений в лунках без газонов,

    б) древесных насаждений на полосе газона с кустарником,

    в) палисадников, расположенных вдоль застройки;

  2. улицы с зелеными насаждениями, членящими проезжую часть:

    а) одной или двумя зелеными полосами газона с деревьями или

    б) одним-двумя бульварами с пешеходной аллеей между газонами и деревьями;

  3. улицы с применением комбинированных приемов, т. е. озеленения как тротуарной зоны, так и проезжей части.

Все эти типы озеленения улиц (особенно первый) могут сочетаться с озеленением площадей, скверов, курдонеров перед зданиями и «карманами» зелени на кварталах. Эти насаждения размещаются на незастроенных участках земли, выходящих на магистраль.

1. ГРУППА УЛИЦ С ОЗЕЛЕНЕНИЕМ ТРОТУАРНОЙ ЗОНЫ

Большая Ордынка фото
  Рисунок 1. Ул. Большая Ордынка в Москве

а) Деревья сажаются в круглых лунках (диаметр лунки 1,5 м) или четырехгранных (1,25 м) вдоль проезжей части на тротуаре, как например на Большой Ордынке в Москве (ширина ее составляет 21,50 м). Этот прием обычно применяется на магистралях с интенсивным движением и на жилых улицах с многоэтажной застройкой. На улицах с малоэтажной застройкой он применяется редко.

б) Деревья посажены в тротуарной зоне вдоль проезжей части в рабатках из газона с кустами или даже цветниками. Это — обычный прием озеленения жилых улиц городов и поселков.

Тракторная улица Санкт-Петербург
  Рисунок 2. Тракторная улица в Санкт-Петербурге

Например, Тракторная улица в Санкт-Петербурге — жилая улица с трехэтажной советской застройкой, осуществленной по единому проекту. Между тротуаром и мостовой устроена трехметровая полоса газона, в которой посажены ряд деревьев и невысокий, живописно расположенный кустарник. Кроме того, все отступы перед домами в начале улицы оформлены зеленым ковром газона, чем создается своего рода курдонер при въезде в квартал.

Мелкий кустарник может образовывать живую изгородь, играющую не только декоративную, но и защитную роль. Стоит учитывать, что слишком частые перерывы в полосе газона не рекомендуются, так как они создают неспокойную картину. Ширина зеленой полосы должна составлять 2—3,5 м.

в) Тротуарная зона может быть озеленена устройством палисадников, образующих единую зеленую полосу вдоль домов (не менее 3—5 м ширины), что не исключает и посадок деревьев вдоль проезжей части. Чтобы не затенять нижние этажи домов, зеленая палисадниковая зона оформляется преимущественно газоном и кустарником.

Палисадниковая зелень обладает тем преимуществом, что допускает большое разнообразие посадок и легкое использование рельефа. Газон — главный элемент оформления палисадника — не закрывает здания. Во избежание монотонности зеленая лента газона может быть оживлена цветочным бордюром, небольшими кустарниками и даже деревьями-солитерами.

Деревья рекомендуется сажать только при ширине палисадников, превосходящей 5 м. Глубокие палисадники с деревьями требуют значительной ширины тротуарной зоны, их следует устраивать на жилых улицах с большим транзитным движением для защиты от пыли и шума. Полоса палисадников имеет еще то преимущество, что позволяет дальнейшее расширение улицы (если она запроектирована недостаточной ширины).

При выборе того или иного приема озеленения территории надо учитывать направление улицы по сторонам света. На городских улицах, имеющих экваториальное направление, где южная сторона затенена, следует сажать деревья с северной солнечной стороны улицы, а на южной стороне ограничиться газоном и кустарником. Если невысокие дома отделены от улицы палисадниками, деревья можно сажать по обеим сторонам улицы, независимо от их ориентации по сторонам света.

Каменноостровский проспект
  Рисунок 3. Каменноостровский проспект в Санкт-Петербурге

Наряду с устройством палисадника вдоль застройки допустима также посадка деревьев на тротуаре в лунках (т. с. комбинированный прием). Примером может служить Каменноостровский проспект в Санкт-Петербурге, являющийся транзитной магистралью: он озеленен широкими зелеными полосами, расположенными вдоль домов, и рядовой посадкой деревьев в лунках на тротуаре у проезжей части.

Жилые улицы с индивидуальной малоэтажной застройкой могут быть озеленены путем совмещения вьющейся пристенной зелени и полосы газонов и кустарников вдоль домов с рядовой посадкой деревьев на газоне, расположенном между мостовой и лентой тротуара. В большинстве случаев палисадники отделены от тротуара невысокой стриженой изгородью. Сплошная горизонтальная однотонная лента живой изгороди контрастирует с кустарниками и пристенной зеленью разнообразных оттенков, а также с деревьями-солитерами, украшающими палисадники. Озеленение улиц палисадниками допускает удачное использование неровного рельефа. В качестве примера можно привести газон с уклоном у стен Московского Кремля или газон на 2-й Бауманской улице в Москве, оформляющий уклон между застройкой и тротуаром. Как уже было сказано выше, кроме размещения на улицах рядовых древесных посадок, можно озеленять свободные от застройки уголки кварталов, отдельные свободные участки, выходящие на улицу, и курдонеры зданий, оформленные зеленью. Раскрытие квартала на улицу является также одним из способов озеленения улицы или магистрали.

К этой же группе решений надо отнести и скверы, расположенные в кварталах и раскрытые на улицу, — прием, рекомендуемый как для жилых улиц, так и для магистралей. Например, сквер перед Казанским собором в Санкт-Петербурге, где благодаря умелой планировке кустарники не закрывают вид на собор.

Сквер на Казанской площади
  Рисунок 4. Сквер на Казанской площади в Санкт-Петербурге

Сквер становится частью улицы, украшая ее зеленью и малыми архитектурными формами. Здесь уместно сказать о целесообразности использования существующих насаждений для озеленения как квартала, так и улицы, особенно в жилых районах.

2. ГРУППА УЛИЦ С РАЗМЕЩЕНИЕМ В ЗОНЕ ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЗЕЛЕНЫХ ПОЛОС ИЛИ БУЛЬВАРОВ

Следующие приемы пригодны для широких магистралей.

а) По оси улицы прокладывается центральная разделительная полоса, оформленная газоном, кустарником, цветами. Минимальная ширина такой полосы 1,5—3 м. Изредка полоса оформляется деревьями, что требует значительно большей ширины (9—12 м). Зеленую разделительную полосу рекомендуется устраивать на широких радиальных магистралях с большим движением транспорта.

б) Магистраль озеленяется центральным бульваром, членящим проезжую часть на две полосы, причем ширина такого бульвара составляет в большинстве случаев от 10 до 40 м; обычно в центре бульвара расположена прогулочная аллея, а остальная территория оформлена газоном, деревьями, кустарниками. Примером узкого бульвара (15—20 м) служит Фурштатская улица в Санкт-Петербурге. На таких улицах в районах очень плотной застройки, где не существует внутриквартальной зелени и невозможно устройство скверов, бульвар приобретает особенное значение.

Санкт-Петербург Фурштатская улица

Рисунок 5. Санкт-Петербург Фурштатская улица

При большой ширине бульвара (более 30 м) возможна ландшафтная трактовка территории, расположенной по бокам центральной аллеи (примеры - Тверской, Ильинский, Самотечный и Чистопрудный бульвары в Москве).

Самотечный бульвар
  Рисунок 6. Самотечный бульвар в Москве

Когда желательно открыть перспективу на памятник или здание, в центре бульвара устраивается газон или партер, а прогулочные аллеи располагаются по бокам этого газона или партера.

Возможно также устройство лишь одной полосы партеров, как на Курортном бульваре в Кисловодске.

Иногда в зоне проезжей части создаются две разделительные полосы не менее двух метров шириной (газоны, деревья) или два бульвара, членящие проезжую часть на три полосы движения. Ширина бульваров колеблется от 10 до 30 м. Примерами магистрали с двумя бульварами служат Ленинградское и Воробьевское шоссе в Москве, Большой проспект Васильевского острова в Санкт-Петербурге.

Территория бульваров трактуется в зависимости от ширины в регулярном или ландшафтном стиле. Так, бульвары Ленинградского шоссе (25 м ширины) оформлены тремя рядами деревьев каждый, двумя полосами газона и живой стриженой изгородью. Бульвары Большого проспекта Васильевского острова в Санкт-Петербурге имеют ландшафтную трактовку. Мы видим здесь газоны с извилистыми контурами и свободно посаженными деревьями, извилистые прогулочные дорожки и прямые транзитные дорожки, расположенные вдоль средней проезжей части и отделенные от последней невысокой стрижкой кустарника.

Васильевский остров
  Рисунок 7. Большой проспект Васильевского острова в Санкт-Петербурге

Выбор ассортимента уличных посадок представляет сложный вопрос. Обычно на улицах сажают породы выносливые и неприхотливые с небольшой или средней величины кроной, не засоряющие поверхность улицы, с корневой системой, не вызывающей повреждений мощения или подземного хозяйства улицы, с гладкой или очень подвижной, сильно вырезанной листвой, которая сама освобождается от оседающей на ней пыли. Каждый город имеет для уличных посадок установленный ассортимент деревьев и кустарников с учетом климатических условий, почвы.

Ширина полосы газона с древесными и кустарниковыми насаждениями в зоне тротуара должна быть не менее 1,5 м при прокладке подземных трубопроводов параллельно ряду деревьев. Для придомовых палисадников рекомендуется глубина не менее 3—5 м. Высота оголенного ствола над тротуаром или пешеходной дорожкой должна быть не менее 2—3 м, а над проезжей частью — не менее 4—5 м.

Разделительная полоса газона в зоне проезжей части имеет обычно ширину 1,5 м. Для пригородных районов и парковых дорог ширина полосы может быть увеличена до3-5 м.

Для уличных бульваров обычно применяется ширина в 9—12—15 и более метров.

При озеленении городов рекомендуется максимально сохранять существующие насаждения. В жилых районах следует, при планировке и застройке квартала, учесть не только существующие зеленые массивы, но и группы деревьев и отдельные деревья-солитеры. Необходимо также принимать меры для охраны деревьев и кустарников во время строительства зданий.

В парадных монументальных частях города при достаточной ширине улиц рекомендуется устройство неширокого центрального бульвара или же эспланады, для того чтобы открыть перспективу на памятник, здание или ландшафт. Эспланады позволяют широко использовать архитектуру малых форм — скульптуру, вазы, фонтаны.

На жилых улицах самой подходящей формой озеленения является палисадник, комбинированный с полосой зелени на тротуаре. Посадка деревьев в лунках нежелательна. Нет надобности прибегать к такому приему, если можно выделить место для уличных насаждений за счет расширения улицы или путем устройства отступов перед домами. Можно рекомендовать и эффектное оформление цветами. Желательно начало зеленых полос акцентировать деревьями или более высоким кустарником. На жилых улицах также можно рекомендовать не только однорядную, но и двухрядную посадку деревьев: один ряд деревьев в полосе газона между тротуаром и проезжей частью, другой ряд — в палисаднике. Такая аллея ограждает пешеходов от солнца и даже от дождя. При зонтикообразной форме кроны ветки образуют нависающий зеленый лиственный потолок, а при пирамидальной форме крон - зеленый свод.

Проявляя бережное отношение к существующим насаждениям и найдя правильный архитектурно-композиционный прием озеленения, можно добиться широкого внедрения зелени на улицах в самых разнообразных видах и сочетаниях.