Транзитные пространства

Транзитные пространства

Транзитные пространства

Под транзитными пространствами мы понимаем любую дорожно-тропиночную сеть: пешеходные дорожки, автомобильные проезды, железнодорожные магистрали и т.п.. Это – одни из основных элементов, кровеносная система проектируемых ландшафтов. Они играют важную роль. Именно транзиты примеряют и обеспечивают использование участков, способствуют получению определенного опыта и создания ритма смены впечатлений. Проектирование транзитного пространства должно осуществляться грамотно и специалистами. Во внимание должны быть приняты социальные, эстетические, экологические аспекты. В рамках проектирования проводится работа с рельефом, растительностью, сооружениями, водой, выполняется преобразование объектов. Особое внимание уделяется впечатлениям пешеходов, их окружению.

Определения

Начиная рассматривать выбранную тему, необходимо уделить внимание определениям понятия. Существует несколько подходов к пониманию транзитов. Так, подобное название применяют в отношении:

  • прямолинейных мощеных участков;
  • линейных ландшафтных пространств, используемых для передвижения;
  • соединительных форм, создающих разветвленную сеть для передвижения.

Применение того или иного определения зависит от локального контекста.

Использование и освоение транзитов человеком

Транзиты активно используются в рамках проектирования. Они позволяют людям беспрепятственно перемещаться между пространствами, двигаться в их рамках.

Однако нельзя сводить транзиты только к местам перемещения. Они способны сами по себе стать социальными объектами, местами отдыха. Например, в городе транзитами можно назвать улицы, лестницы, бульвары. Люди гуляют по ним, наслаждаются видами, получают впечатления и удовольствие.

Работая над созданием транзитов, ландшафтный архитектор рассматривает их как объекты, применяемые для передвижения, а также принимает во внимание возможность осуществления неактивной социальной деятельности. Она нередко возникает на транзитах и может выполняться прямо на них.

Крайне важен удачный дизайн транзита. Именно он становится основным способом получить доступ к ландшафту, а также поощрить получение удовольствия от него. Как уже говорилось ранее, транзиты играют ключевую роль в проектировании. Они рассматриваются совместно с пространствами и используются как часть основополагающей структуры ландшафтов.

Движение – кинетическое ощущение от ландшафта

От движения может возникать кинетическое ощущение. Однако для этого должны применяться другие дизайнерские решения и стратегии. Они разительно отличаются от тех, которые используются для получения более статичных впечатлений от ландшафта.

Двигаясь по транзиту, человек четко понимает отношение пространства и времени. Эта особенность в обязательном порядке должна быть учтена проектировщиком. Необходимо осознавать все, что ощущает человек во время передвижения по маршруту. Во внимание нужно принять:

  • свет и тень;
  • звуки и запахи;
  • прохладу и теплоту;
  • постоянные изменения.
Все это в совокупности формирует впечатление от прогулки в целом.

Разные люди, способы использования и виды транспорта

Нюансы использования пространства предъявляют разные требования, касающиеся проектирования. Дело в том, что особенности перемещения по участку могут значительно меняться. Допустимо использование разных транспортных средств.

Однако активное применение автомобилей влечет за собой возникновение конфликтов между их владельцами и пешеходами. Чтобы этого не произошло, дизайнер должен детально продумать вопрос разграничения пространства, сделав его безопасным и удобным для всех.

Транзиты могут использоваться с разной интенсивностью и частотой. Эта особенность влияет на следующие характеристики:

  • ширину транзита;
  • допустимый тип покрытия;
  • форму.

Обязательно должна обеспечиваться субъективная и фактическая безопасность, которой необходимо уделить внимание еще на этапе проектирования.

Официальные и неофициальные транзиты

Одной из главных задач в процессе проектирования становится облегчение процесса передвижения для пешеходов. Для этого осуществляют выбор подходящего покрытия транзита. Использование травы, иных озелененных поверхностей, необработанной земли не всегда целесообразно. Они обладают крайне низкой устойчивостью к пешеходному воздействию.

Транзитное пространство ландшафтный дизайн

Определяя удобное направление для транзита, необходимо принять во внимание уже вытоптанные тропинки, так называемые «протопы» или «тропы общественного мнения». Они позволяют понять, какое направление уже сейчас используют пешеходы в процессе передвижения по участку. Их можно использовать, создавая мощеный транзит.

Проводя работу, ландшафтный дизайнер должен четко улавливать особенности рельефа и принимать вышеуказанный фактор во внимание в процессе создания маршрута. Дополнительно необходимо учитывать особенности, присущие пешеходам. Так, люди с большей охотой будут подниматься по крутому склону, чем станут использовать лестницу с высокими ступенями. Они могут сокращать путь там, где тропа на склоне не выглядит слишком прямой.

Последовательность и случайность

Лучше не проектировать однообразную местность в ситуациях, когда осуществляется длительное пешее передвижение. Подобный маршрут может утомить. Важно придерживаться принципа разнообразности. Не менее важна случайность, последовательность путешествий. Чтобы не столкнуться с монотонностью, необходимо грамотно организовать взаимодействие разных форм транзита, пространства, границ.

Прибытие и уход

Подобные места крайне важны, поскольку именно от них во многом зависит итоговое впечатление о маршруте. Они вызывают символические, эмоциональные переживания, которые возникают в связи с культурными и социальными причинами. В руках архитектора есть инструменты, которые позволяют усилить впечатления разного рода. Часто применяются подходящие формы и последовательности вначале и конце транзита.

Системы транзитов и иерархия

В рамках проектирования выполняется создание не просто отдельных транзитов, а целых сетей. При этом во внимание необходимо принимать иерархичное устройство, в рамках которого происходит соединение отдельных элементов в единую систему. Во внимание принимаются функции отдельных транзитов. Во время проектирования организуется грамотный процесс их взаимоотношений.

Сети, условные точки и акценты

Когда происходит формирование сети транзитов, перекрестки превращаются в места встреч и ожидания. По этой причине они должны быть обустроены для деятельности, которая естественным образом встречается в точках пересечения (Линч (Lynch), 1960). Подобные узлы обычно проектируются сами по себе как небольшие пространства.

Проекты транзитов интегрируются с акцентами. Они представляют собой визуально привлекательные символические объекты, которые обладают важной связью с маршрутом.

Транзиты, пространства и границы

Вопрос объединения транзитов и пространств становится жизненно важным. Если участок выровнен, транзиты на нем нужно рассматривать в качестве отдельной формы ландшафта. Одновременно необходимо учитывать, как будет пролегать маршрут. Часто он следует границам мест. Такое действие выполняют, чтобы сохранить открытость пространства.

Часто транзиты рассматривают, как границы. Они могут разбить участок на несколько частей. При этом дизайн транзитов и пространств должен быть целостным, дополнять друг друга, не выглядеть инородным, отрешенным.

Транзиты и пространства

Как уже говорилось ранее, транзиты представляют собой нечто большее, чем просто места передвижения. Именно поэтому их проектируют как пространства, обеспечивающее статичное времяпрепровождение. Так, улица может быть местом для:
  • сидения и отдыха;
  • покупок и продаж;
  • постановочных представлений.
Если пространство протяженное и линейное, оно может быть транзитом и пространством одновременно.

Формы

Формы проектирования транзитов могут сильно отличаться. Важно принимать во внимание существующие разновидности и особенности.

Генераторы форм

Для вдохновения и создания форм транзита могут быть использованы:
  • метафоричность;
  • геометрия;
  • символизм;
  • исторические парадигмы;
  • архетипичность.
Формы транзитов могут быть получены через повествовательные образы.

Ось и извилины

Транзиты могут быть прямолинейными и непрямолинейными. Причем выбор формы зависит от эстетической и функциональной подоплеки. Их используют одинаково часто. Выбранная форма транзита значительно влияет на характер пространства и может стать определяющей при последующем проектировании.

Транзитное пространство ландшафтная архитектура

Если используется прямая ось, создаются ассоциации с контролем, властью и порядком. При этом извилистые формы символизируют естественность. Качества кривизны и прямолинейности могут быть объединены в одном участке.

Степень обособленности

В рамках проектирования может осуществляться изменение степеней выделения транзита по «вертикальной» плоскости и плоскости неба. Подобный подход способен оживить маршрут, дополнить его красивыми видами, мимолетными впечатлениями. Одновременно может быть обеспечена защита от непогоды.

Таким образом, транзиты считаются одним из важнейших элементов в рамках проектирования. Они способны играть функциональную и эстетическую роль. Транзиты часто делят участок, обеспечивают доступ к его элементам. Если присутствует сразу несколько маршрутов, выполняется их грамотное объединение в сеть.