Главные садовые стили

Главные садовые стили

Декоративное садоводство возникло еще во времена самой глубокой древности. История сохранила нам описания древнеперсидских парков, Вавилонских висячих садов, священных садов при храмах древнего Египта, сада Великого Могола и, наконец, греческих и римских садов. Все эти сады разбивались в строгом геометрическом стиле, соблюдалась правильность форм, насаждения делались в строго симметричном порядке, нередко деревьям и кустарникам придавался вид правильных пирамид или шаров. Фантазия римских садовников создавала из подстриженной зелени фантастические фигуры слонов, тигров и других зверей, а некоторые из римских садовников в искусстве стрижки растений доходили до того, что создавали из зелени живые храмы, корабли и другие предметы топиарного искусства.

Садовое искусство очень консервативно. Если говорить о моде в садах, то стили, считающиеся модными, существуют не одно десятилетие, а то и несколько столетий. Большинство садов во всем мире и поныне создаются с использованием приемов трех основных парковых стилей. Главными садовыми стилями с древних времен и до наших дней можно считать следующие три стиля:

Французский стиль

Древние романские представления о красоте считались образцами и во времена средних веков, почти вплоть до XVII века, когда во всей Европе в декоративном садоводстве начал господствовать французский регулярный стиль. Внешне очень похожий на итальянские виллы эпохи возрождения, но вместе с тем имеющий свои особенности. В регулярном французском сады стала господствовать плоскостная симметрия. Знаменитое французское «трехлучие», пришедшее в садовое искусство из военной науки построения батальонов на параде, стало неотъемлемым правилом любого регулярного сада. Воздушные перспективы, оси парка сформированные из стриженых деревьев и кустарников, эффект отражения в тихой воде для создания иллюзии парящих форм, бурлящие помпезные фонтаны, отделанные роскошной скульптурой из камня – всё это стало излюбленными приемами любого регулярного сада или парка. В эпоху расцвета этого стиля все сады обязательно разбивались в строго геометрических формах. Старые аристократические сады прежнего времени разбивались исключительно во французском геометрическом стиле, с различными затеями во вкусе того времени в виде фонтанов, каскадов, террас, храмов «любви и вздохов». Так разбит, например, всемирно известный Версальский парк, созданный при Людовике XIV знаменитым зодчим Ленотром. Им же были разбиты сады в Сан-Клу, Медоне, Трианоне и Шантильи, послужившие образцами декоративного садового искусства в других государствах: парка Сан-Суси около Потсдама, Шенбруннского парка около Вены.

Французский ландшафтный сад

Французский стиль оказал большое влияние и на декоративное садоводство в России. Под его влиянием были созданы чудесные дворцовые парки окрестностей Петербурга и Москвы и роскошные, старинные декоративные сады аристократических барских усадеб. Такие примеры как Петергофский парк под Санкт-Петербургом, Петровский парк под Москвой, знаменитое Московское Кусково до сих пор радуют нас своей пышной регулярной планировкой и роскошной стрижкой деревьев и кустарников.

Используя приемы французского стиля, ландшафтные архитекторы компании «Илья Мочалов и Партнёры» создали интересные сады "Зеленый кабинет", "Сад ажурных лугов", благоустроили территории частных резиденций в дер. Бережки и пос. Поляна Московской области.

Пейзажный английский стиль

Идея о том, что сад должен предоставить человеку пространство, где бы он мог уединиться с природой, принадлежит англичанам. Они при заложении своих садов приняли за образец пастораль своих естественных угодий, чем и положили начало особому стилю садов, который носит название пейзажного, или английского, стиля. Сад в этом стиле призван олицетворять настоящую природу, чтобы ничто не напоминало об узком пространстве жилища. Вместо однотонной, ровной плоскости парка создается пространство, богатое изогнутыми, великолепными плавными линиями. Вместо правильных круглых, овальных или четырехугольных водных пространств с каскадами французских садов, устраиваются ручьи, водоемы и озера с естественно изогнутым ложем, обсаженным деревьями и кустарником, как это и бывает в природе. Вместо прямых аллей мы видим изогнутые, криволинейные дорожки, причем они располагаются так, чтобы с них открывались красивые перспективы, или, как их еще называют, «висты». Очень часто, как в картинной галерее, эти виды нанизаны на пешеходные маршруты, проложенные через сомкнутые лесные массивы, чередующиеся с открытыми пространствами, на которых, как на киноленте открываются поочередно те или иные пейзажи. Именно поэтому этот стиль называют также пейзажным.

Английский ландшафтный сад

Большое преимущество естественного стиля состоит в том, что он дает возможность как нельзя лучше использовать рельеф местности, холмы и различные возвышенности. Напротив, сад в геометрическом стиле лежит весь «здесь», «перед нами», на плоскости. Если в регулярном стиле распланировать сад на холмистой, пересеченной местности, то необходимо прибегнуть к устройству лестниц и подпорных стен, что мы и видим, например, в Петергофском парке около дворца и в Царскосельском парке на так называемой «Террасе»; пространство же между стенами при этом стиле должно представлять собой сплошную ровную и геометричную плоскость. В пейзажном же стиле все иначе. Стоит, например, представить себе и сравнить мысленно картину группы или аллеи пихт, стоящих в долине, с теми, которые находятся на возвышенности. Такое искусственное повышение рельефа, называемое «геопластикой», покрытое пихтами, может быть территориально небольшим, как, например, в Стрельненском парке около дворца, но при этом способно производить сильное впечатление.

Кроме того, в пейзажном стиле, всегда играют большую роль покрытые стриженым газоном поляны, очень оживляющие пейзаж и дающие некий оптический обман в расстоянии, в особенности, если присутствует активная геопластика рельефа. Анфиладное размещение полян, чередование открытых, закрытых и полуоткрытых пространств с неожиданными поворотами маршрута и фантастическими перспективами, открывающимися в различных уголках парка оказывает на посетителя незабываемое впечатление, усиливая эффект от восприятия пространства парка. Поэтому, создавая сад в пейзажном стиле, предпочтительно, если нет естественных возвышений, создать их искусственно, активно работая с геопластикой рельефа.

В английском пейзажном стиле компанией «Илья Мочалов и Партнёры» спроектирована территория эко-отеля "Клубный дом"

Стиль восточного сада, китайский стиль

Значительно отличаются от других сады в китайском стиле. Они насыщены символизмом и философией, отражающей древние традиции. В центре внимания китайского сада обычно находится вода - символ жизни и процветания. Звуки воды создают также приятный фон для созерцания и расслабления. Вода, как центр композиции в китайском саду обычно сочетается с водными растениями, камнями и мостиками, создавая мирный и умиротворенный пейзаж. Особенное значение в китайском саду имеет беседка, которая является своего рода сердцем и душой сада. Изящно изогнутые стены беседки, выполненные из традиционного красного дерева или камня, обыгрывают свет и тени, создавая атмосферу уединения и спокойствия. Беседка в китайском саду служит местом для отдыха, созерцания природы и медитации. Окружающие беседку объекты из камня, такие как статуи, ступени, вазоны, служат дополнительными акцентами, подчеркивающими эстетическое и символическое значение сада.

Китайский ландшафтный парк

Фонарь в виде китайской пагоды становится неотъемлемым элементом китайского сада, добавляя атмосферы загадочности и волшебства. Его свет бьется о стены беседки, создавая игру света и тени, оживляя окружающие объекты и создавая уникальный эффект. Традиционными для Китая растениями выступают стойкие и изящные стриженые сосны «ниваки», которые украшают сад своей зеленью и символизмом. Они являются символом долголетия, мудрости и устойчивости, олицетворяя красоту и гармонию природы.

Историческими образцами китайской ландшафтной архитектуры являются территории старого и нового дворцовых комплексов в окрестностях Пекина.

В портфолио компании «Илья Мочалов и Партнёры» есть пример традиционного китайского сада — он создан в поселке Высоково Московской области. Ощущения гармонии, спокойствия, отдыха переданы здесь через плавные линии, использование камня и воды.

Каждый стиль имеет свое уникальное выражение и идентичность, отражая особенности культуры, традиций и менталитета народа, который его создал. В то время как французский регулярный стиль пропитан классицизмом и строгостью, английский пейзажный стиль ценит природную красоту и естественность, китайский стиль открывает перед нами мир символов, мистики и умиротворения. Есть и исторические примеры, сочетающие в себе элементы всех трех стилей. Самые известные из них — сады Малого Трианона в Версале, Парк Царскосельского дворца в Пушкине. Знание этих трех стилей и приемов позволяет ландшафтным архитекторам разнообразить свои решения в работе и над современными проектами.